Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ради электорального суверенитета: зачем запрещать участвовать в выборах иноагентам

Политолог Поляков объяснил, почему иноагенты не должны приходить во власть

Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки, запрещающие лицам, признанным иностранными агентами, участвовать в выборах всех уровней в качестве кандидатов. Доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Леонид Поляков поделился своим мнением насчет того, почему люди, находящиеся под иностранным влиянием, не должны приходить во власть.

Поправки, дополнения и изменения, вносимые в действующее избирательное законодательство, имеют ясно выраженную цель — приведение этого законодательства в соответствие с нынешней реальностью. Нормы и правила, по которым у нас формируются представительные органы власти, должны гарантировать, что в составе этих органов не окажутся лица, находящиеся под иностранным влиянием. Доступ к членству в таких органах должен быть тем более закрыт для тех, кто принимает участие в деятельности организаций экстремистского толка, либо прямо террористических.

Такие нормы — это азбука здоровой демократии, которая, с одной стороны, гарантирует всем дееспособным гражданам такие политические права, как право избирать и право быть избранным в органы власти, входящие в единую систему публичной власти страны. Но, с другой стороны, требует, чтобы те, кто сознательно нарушает закон, не имели возможности участвовать в процедурах формирования властных органов, а тем более, входить в состав этих органов.

При этом стоит отметить предельно толерантное отношение к лицам, имеющим статус иноагентов, но желающим реализовать свое пассивное избирательное право в личном качестве, либо в составе избирательного объединения. Такие лица не лишаются права проводить все предварительные мероприятия в ходе объявленной избирательной кампании, но к моменту подачи документов для официальной регистрации как индивидуального кандидата-самовыдвиженца либо кандидата от избирательного объединения они должны представить справку о прекращении статуса иноагента от Минюста, либо выписку решения суда о таковом прекращении.

Зато в отношении лиц так или иначе причастных к деятельности экстремистских и/или террористических организаций предлагаемые поправки носят жестко принципиальный характер. Более того, они не допускаются к участию в работе избирательных комиссий, не могут выступать в качестве наблюдателей на избирательных участках, не могут быть представителями и доверенными лицами кандидатов и партий, не имеют права финансировать участников избирательной кампании.

Эти же ограничения распространяются и на лиц, признанных иностранными агентами, что вполне естественно, поскольку отвечает поставленной президентом РФ Владимиром Путиным задаче обеспечения в России полноценного электорального суверенитета. Одной из форм обеспечения такого суверенитета является и вводимое этим законом требование к участникам избирательной кампании, владеющим активами за рубежом, к моменту официальной регистрации полностью избавиться от любых видов иностранной собственности.

Еще раз хочется отметить гибкость и разумность всего комплекса вносимых поправок. Это видно на примере отношения к тем лицам, которые на момент вступления в силу данного закона уже являются членами законодательных органов любого уровня, но при этом внесены в реестр иноагентов Минюста. В таком случае коллизия может быть разрешена в течение полугода — это срок, который предоставляется данному лицу для прекращения статуса иноагента.

Поправки в действующее избирательное законодательство содержат и новые положения относительно аккредитации представителей СМИ. Теперь для допуска на избирательный участок список представителей от СМИ должен подаваться не за 3 дня, а за 7 дней. Данная мера вводится, чтобы разгрузить членов комиссий от работы в стиле аврала, когда подаются списки от десятков СМИ, и проверить всю информацию на ее достоверность просто невозможно ввиду ограниченности времени. Важное ограничение вводится и для членства в составе избирательных комиссий. Для лиц, производивших и/или демонстрировавших контент с экстремистским содержанием и привлеченных за это к административной ответственности, членство в составе избирательных комиссий запрещено. Также вводится правило предоставления расширенной информации о наблюдателях, направляемых комиссии. Теперь к прежним данным необходимо будет указывать и паспортные данные.

Отдельно можно упомянуть и добавление сенаторов к списку лиц, не могущих работать в составе избирательных комиссий. В действующем законодательстве к таким лицам отнесены депутаты представительных органов единой системы публичной власти страны, избираемых прямым голосованием. Включение сенаторов в этот список оправдано, поскольку они либо также проходят выборные процедуры, хотя и не прямые, либо назначаются выборными лицами.

Оценивая в целом весь набор поправок, дополнений и уточнений к базовому закону, регулирующему процесс избрания властных органов в Российской Федерации, можно констатировать следующее. Все они нацелены на то, чтобы максимально сократить и даже полностью нивелировать те риски и угрозы, которые связаны с возможным иностранным влиянием на состав органов российской власти. В этом отношении ясно просматривается перспектива укрепления национального электорального суверенитета уже на следующих выборах после вступления в силу данного закона.

Особенно важно отметить и то, что предлагаемые поправки обеспечивают достаточный уровень безопасности избирательных процедур и самого избирательного процесса в России за счет недопуска к этим процедурам и процессу лиц, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций, которые, кстати, нередко (если не в большинстве) находятся под вполне различимым иностранным влиянием.

Так что не приходится сомневаться в том, что предлагаемый комплекс поправок носит хорошо продуманный, выверенный и системный характер и окажет позитивное влияние на электоральные процессы всех уровней в России.

Автор — доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Леонид Поляков.

Новости и материалы
Годовалый ребенок пострадал, катаясь на карусели во дворе дома в Южно-Сахалинске
Стало известно о проблемах украинцев при поиске работы в Британии
Мартышку, искусавшую троих людей в Хабаровском крае, поймали
Огнеборцы локализовали пожар на овощебазе в Краснодарском крае
Подросток украл у родителей дорогие часы и драгоценности из-за угроз мошенников
Косметолог перечислила главные ошибки в борьбе с черными точками
На Сахалине пожар охватил более 40 дачных домов
ВСУ атаковали аэродром в Краснодарском крае
Тульские десантники уничтожили пехоту ВСУ в зоне СВО
Система ПВО уничтожила беспилотник ВСУ в Белгородской области
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса Зеленского
Российские школьники рассказали, как чувствуют себя перед ЕГЭ
Москвичам пообещали теплую погоду 19 мая
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Дроны ВСУ атаковали Краснодарский край, один упал на территории НПЗ
Израильский министр пригрозил выходом из правительства Нетаньяху
Израиль сообщил об уничтожении около полусотни террористов в Рафахе
Губернатор Ленобласти опроверг атаку на нефтебазу в Выборге
Все новости